Использование электромобиля зимой: как снизить потери запаса хода
Использование электромобиля зимой, в минусовые температуры, сопряжено с некоторыми особенностями и требует некоторой подготовки электрокара к снежным испытаниям. Главный вопрос: можно ли ездить на электромобиле зимой? Ответ: можно. Да, запас ходу в холод будет ниже, чем в теплое время года, но есть различные хитрости, позволяющие передвигаться на электрокаре в мороз.
Напомним, на начало 2019 года Приморье, Иркутская область и Хабаровский край лидируют по количеству зарегистрированных электромобилей. Не смотря на то, что это делеко не самые теплые регионы России, спрос на "зеленые" машины там только растет!
Итак, перечислим меры, которые нужно предпринять, чтобы свести потери запаса хода зимой к минимуму.
Парковка электромобиля зимой
Лучше в тепле
Если есть возможность парковать электрический авто в более теплом месте, чем на улице, используйте её. Идеальный вариант - хранение на теплой парковке иди в отапливаемом гараже. Чем теплее аккумулятор, тем больше запаса хода он может обеспечить электромобилю. Имейте ввиду: зимой даже в неотапливаемом гараже температура воздуха на несколько градусов выше, чем на улице.
Паркуйтесь у розетки
Очень хороший вариант - оставлять электрокар "включенным в розетку". В таком случае можно будет прогреть салон, используя внешний источник электроэнергии, а значит не теряя запаса хода. Можно также использовать систему дистанционного включения обогрева или таймер, которым, а частности, оснащены электромобили Nissan Leaf первого и второго поколений.
Под солнечными лучами
Если оставить машину на солнце, в салоне будет значительно теплее, чем на улице, соответсвенно, для прогрева до комфортной температуры затратится меньшее количество драгоценных киловатт-часов. Эта хитрость побуждает автолюбителей отдавать предпочтение машинам с темным салоном, который позволяет максимально использовать энергию солнечных лучей. На худой конец можно накрыть торпедо каким-нибудь черным материалом - при ярком солнце это даст эффект.
Кроме прогрева салона, парковка электрокара под ярким солнцем имеет и другие плюсы:
- незначительный подогрев тягового аккумулятора, а значит увеличение запаса хода;
- заряд дополнительной (не тяговой) АКБ в случае, если на кузове авто установлены элементы солнечных батарей.
Тратьте энергию эффективно
Ограничьте подогрев салона
Возможно, нет смысла прогревать салон зимой до +25 градусов по цельсию? Вы ведь и так, наверняка, тепло одеты. Установите климат-контроль, например, на 18 градусов и вы смотжете проехать на одном заряде значительно большее расстояние. Проэкспериментируйте с подогревом сиденья и руля. Возможно их использование сильно снижает запас хода. Или наоборот, может оказаться комфортным не включать подогрев салона вовсе, используя только подогрев "зон контакта", ради сохранения километров пути.
Используйте режим экономии энергии и рекуперацию
Большинство электрокаров оборудованы режимом "Eco", который позволит проехать наибольшее расстояние на одном заряде аккумулятора в ущерб динамике.
Отдайте предпочтение рекуперативному торможению, используя торможение колодками только при необходимости. Это позволит всполнить несколько процентов запаса хода в пути. Советы из этого пункта статьи актуальны в любое время года.
Чаще заряжайте электрокар
Этот очевидный совет становится еще актуальнее зимой. Используйте каждую возможность пополнить заряд АКБ, чтобы не "встрять" в пути.
Подогрев тягового аккумулятора
Запас хода электромобиля в мороз уменьшается из-за снижения эффективности работы тягового аккумулятора. Кардинальным способом решения проблемы переохлаждения аккумулятора является, разумеется, его принудительный подогрев. Существуют несколько систем подогрева тягового аккумулятора электромобиля.
Заводская система подогрева
У некоторых автомобилей, например, у Tesla, с завода устанавливается система подогрева АКБ. Она может быть жидкостная или "сухая", с использованием ТЭН, подогревающих ячеек или кабелей. Примечательно, что та же Tesla Model S подогревает аккумулятор во время простоя, чтобы водитель мог быстрее прогреть салон, а АКБ работала на полную мощность
Webasto и аналоги
В "холодных" регионах многие владельцы электромобилей устанавливают систему подогрева Webasto. Да, ту же самую систему, которая так популярна у "северных дизелистов". Получается при совсем крошечном расходе бензина в электромобиле будет тепло, а запас хода почти не уменьшится по сравнению с летом. Да, после установки такой системы ваш авто нельзя будет уже назвать совсем "зеленым", но далеко не у всех автолюбителей, купивших электромобиль, основная причина - сохранение экологии. Кроме того, с такой системой вы всё равно будете расходовать как минимум в 10 раз меньше углеводородного топлива, чем машины с ДВС.
Самопальная система
Некоторые умудряются подогревать АКБ при помощи оборудования, специально для электромобилей не предназначенного. В этом случае возникают вопросы утепления системы зимой и снятия термоизолятора летом, а также безопасности такой системы.
Обеспечьте аэродинамику
Любителям возить сугроб, плотно закрепленный на крыше рейлингами, посвящается. Чем меньше аэродинамическое сопротивление, тем дальше электрокар сможет уехать. Убирайте снег с крыши и ледяные наросты на порогах, чтобы увеличить запас хода зимой.
Следите за техническим состоянием автомобиля
Старое, вовремя не замененное масло в понижающем редукторе и подклинивающие, вовремя не обслуженные тормоза могут создавать значительное дополнительное сопротивление во время движения, а значит и снижение запаса хода